ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[3]-272/2022 от 26.09.2022 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2(3)-272/2022

УИД 56RS0007-03-2022-000507-04

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Северное 26 сентября 2022 года

Оренбургская область

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Кривобоковой Е.Н.

при секретаре судебного заседания Кирдиной Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, о возложении обязанности по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки в отношении юридического лица - Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Муниципального образования «Северный район Оренбургской области» (далее МУП «ЖКХ»), дополнительным видом деятельности которого является сбор, очистка и распределение воды выявлены факты нарушения действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

МУП «ЖКХ» на территории муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области (далее МО Секретарский сельсовет) осуществляет оказание услуг населению по подаче холодной питьевой воды. Объекты водоснабжения относятся к объектам высокой гигиенической значимости, несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, устанавливающих санитарные требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей. Поскольку объекты водоснабжения находятся на территории МО Секретарский сельсовет, то ответственность за организацию санитарной зоны источников водоснабжения возлагается на собственника водозаборных сооружений – администрацию МО Секретарский сельсовет. Просит признать незаконным бездействие администрации МО Секретарский сельсовет, выразившееся в непринятии мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения; обязать администрацию МО Секретарский сельсовет организовать зоны санитарной охраны источников водоснабжения на территории муниципального образования, а именно: организовать на всех скважинах, расположенных на территории муниципального образования зону санитарной охраны, основной целью которой, является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого в срок до 01.09. 2023 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; в срок до 01.12.2023 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; в срок до 01.02.2024 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования; в срок до 01.09.2024 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом. Также просит в случае удовлетворения иска обязать ответчика на основании ст. 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.

В судебном заседании представитель истца Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области участия в судебном заседании не принимал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал.

От представителя ответчика администрации МО Секретарский сельсовет поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица МУП «ЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений относительно иска не представил.

Изучив исковое заявление, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил.

Статьей 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на безопасные для жизни, здоровья услуги – по питьевому водоснабжению.

Несоблюдение санитарных правил, направленных на обеспечение качественной питьевой водой, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, ее потребляющих (как проживающих на. территориях вышеуказанных населенных пунктов, так и пребывающих в них).

Часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий (бездействий), нарушающих праве, либо создающих угрозу их нарушения.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности (бездействия), создающей такую опасность.

В судебном заседании установлено, что в ходе плановой выездной проверки, проводимой 02 августа 2022 года на основании распоряжения заместителя начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора -ПВП от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории МО Секретарский сельсовет нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, а именно п.2.2.1.1, п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» скважина хозяйственно-питьевого водоснабжения в <адрес> не ограждена забором радиусом не менее 30 метров, не исключена возможность доступа на территорию водозаборной площадки животных и посторонних лиц, территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределами, не обеспечена охраной; п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» скважина питьевой воды, расположенная в <адрес> не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия при эксплуатации фактического дебита водопровода проектной производительности; п. 1.11, п.1.13, п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водоисточник хозяйственно-питьевого водоснабжения в <адрес> не имеет проекта зон санитарной охраны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения в <адрес>.

Таким образом, при оказании услуг водоснабжения не обеспечено выполнение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Объекты водоснабжения относятся к объектам высокой гигиенической значимости, не соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, устанавливающих санитарные требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.

Собственником водозаборных сооружений, расположенных на территории МО Секретарский сельсовет, является данное муниципальное образование.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, суд может не принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и интересы других лиц.

От представителя ответчика поступило заявление, из которого следует, что он признает исковые требования в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные п. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику понятны.

Суд принимает признание требований, изложенных в исковом заявлении, ответчиком, учитывая, что в судебном заседании было установлено, что ответчик признал требования, изложенные в заявлении, и что признание данных требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, оценив в совокупности все добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Руководствуясь ст.ст. 39, 45, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, о возложении обязанности по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории муниципального образования – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области организовать зоны санитарной охраны источников водоснабжения на территории муниципального образования, а именно организовать на всех скважинах, расположенных на территории муниципального образования зону санитарной охраны, основной целью которой, является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого в срок до 01 сентября 2023 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; в срок до 01 декабря 2023 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; в срок до 01 февраля 2024 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования; в срок до 01 сентября 2024 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом.

Обязать администрацию муниципального образования Секретарский сельсовет Северного района Оренбургской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, через средства массовой информации довести до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Кривобокова

Мотивированное решение суда составлено 03 октября 2022 года, что является датой принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Председательствующий Е.Н. Кривобокова